Ореховый Спас: что это за праздник, традиции и как отмечать, какого числа будет в 2024 г.
Замыкает череду щедрых летних праздников третий Спас - Ореховый. Как и в другие годы, Ореховый Спас в 2024 году отмечается 29 августа. Он же завершает Успенский пост, а ему на смену приходит сентябрьский мясоед.
Когда будет Ореховый Спас в 2024 году
День 29 августа богат событиями, поэтому носит сразу несколько названий:
Спас Нерукотворный:
Ореховый;
Хлебный;
Холщовый (Спас на полотне);
Холодный.
История праздника
Начнем с праздников религиозных. В этот день православная церковь празднует перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Это необычное событие непосредственно связано с историей иконы Спас Нерукотворный. Как гласит история церкви, первое изображение лика Христа оказалось нерукотворным: его не создал человек. Оно отпечаталось на платке (полотенце), которым Спаситель обтер свой лик. Именно по нему впоследствии стали писать иконы, на которых изображали Христа.
Плат с изображением лика был оформлен как икона. Она хранилась в древнем Эдессе. Но в связи с нашествием арабов и захватом ими города 29 августа 944 года она была перенесена в один из храмов Константинополя. С того времени был учрежден церковный праздник иконы Спаса Нерукотворного.
Верующие многократно подтверждали, что икона, выполненная рукой мастера, даже в списках обладает высокой целительной силой.
Предание о перенесении иконы Спаса Нерукотворного дало Ореховому Спасу, вернее, дню 29 августа, еще одно название: Спас на полотне (Холщовый Спас). У Холщового Спаса есть и народные истоки.
К сожалению, мы постепенно уходим от народных традиций, забываем их или не знаем вовсе. Поэтому неудивительно, когда при упоминании 29 августа многие спрашивают: Ореховый Спас - что за праздник?
Название, как и предыдущие - Медовый и Яблочный - является народным, связано с земледельческим календарем и природными особенностями растений. История Орехового Спаса уходит в глубину веков.
В средней России с этого дня начинали заготовку лесных орехов (лещины, фундука), в южных районах – грецких орехов. Русичи знали толк в дарах природы, орехи они любили и знали их целебные свойства. Для наших предков они всегда были полезным лакомством. Их использовали для приготовления сладостей на меду, добавляли в выпечку.
Лещина содержит множество полезных веществ, благотворно влияющих на работу мозга, сердечно-сосудистой системы. В Сибири начинали заготовки кедровых орехов, чрезвычайно полезных и питательных.
Традиционно было принято освящать любой дар природы, когда он достигал своей зрелости и был пригоден в пищу. К Ореховому Спасу заканчивались сельхозработы в поле, жатва подходила к концу, а значит, можно было печь хлеб из муки нового урожая. Поэтому 29 августа объявлялся еще и Хлебным Спасом, а свежеиспеченные караваи, злаковые культуры освящались в храмах.
Было принято помогать неимущим соседям, сиротам, вдовам, солдатским матерям. Но если в первом случае помощь оказывалась деньгами и продуктами, то на Хлебный нужны были помощники, чтобы завершить уборку урожая до осенних дождей.
Уже говорилось, что в Хлебный Спас (праздник Нерукотворного Образа) идти на службу в церковь нужно было с корзинкой даров лета: ароматным караваем, виноградом, орехами, яблоками, медом.
После окончания торжественного молебна православные шли Крестным ходом к убранным полям, благодарили Господа за щедрый урожай и просили о еще лучшем в следующем году.
Праздник Хлебного Спаса отмечался не так широко, как Медовый или Яблочный. Но повсеместно устраивались ярмарки, куда свозились плоды рук человеческих и щедрой природы. Считалось, что торговля в этот день будет успешной.
На ярмарках продавалось множество тканей. Связано это было с поверьем о необходимости купить сколько-нибудь материи на удачу.
Хозяйки пекли хлеб, готовили другие лакомства, вкусную выпечку.
На этот же период приходится время созревания и массовый сбор орехов, которые также освящались служителями церкви.
С этого времени дни становились все холоднее, тепло постепенно уходило, поэтому Ореховый Спас получил еще одно название – Холодный Спас. Народ начинал делать запасы на зиму.
Традиции и обычаи Орехового Спаса
В день празднования заниматься обычной работой не разрешалось – устраивался всеобщий выходной. Традиции предусматривали обязательное посещение днем церкви всей семьей и освящение орехов, хлеба, пирогов, другой выпечки.
Молебен проходил перед иконой мученика Диомида. Он родился 16 (29) августа, был врачом, лечил душевные и телесные болезни.
С полей после этого дня убирали оставшуюся рожь и пшеницу. Хозяйки заготавливали холсты, которые затем использовали для шитья одежды для всей семьи. Вечером мужчины занимались чисткой колодцев и подземных источников воды, подготавливая их к холодам. И только после этого вся семья садилась за стол. К столу подавались не только пышные караваи, пироги, настойка из ореха. В связи с окончанием Успенского поста к угощениям добавлялись мясные и рыбные блюда.
Все БлюдаНо долго без дела сидеть было нельзя: надвигались холода, требовалось заниматься заготовками к зиме.
По традиции праздника день заканчивался мытьем в бане с вениками из веток орешника. Верили, что использование орехового веника защитит от болезней и сглаза.
Проводили заготовки веток орешника. Считалось, что в этот день он наполняется волшебной силой. Из него выполняли обереги для каждого члена семьи.
Было принято запасаться водой из природных источников. Люди полагали, что вода в этот день наделялась необыкновенной целебной силой.
Женское дело – ткачество. "Девки и бабы" ткали холсты и полотна, которые, после освящения в церкви отправляли на ярмарки для продажи, использовали для шитья детской одежды. Отсюда и еще одно название Третьего Спаса – Холщовый.
Подготовка к Ореховому Спасу предполагала завершение жатвы. Зерно нужно было не только убрать с поля, но и смолоть. Однако среди традиций средней полосы крестьянской России было предусмотрено оставлять одну полоску зерновых (на один сноп), которая называлась кулижкой. Ее убирали последней, при этом важно было помнить, что говорить, чтобы хлеб в доме всегда водился: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь».
Колосья из кулижки собирали горками. Последние колоски должна была вырвать женщина руками, приговаривая: «Жниво, мое жниво, я тебя жала, силу теряла, вот тебе жнивье, а мне отдай мою силу».
На других территориях России кулижку не убирали вообще, а оставляли на поле. Окончание жатвы ознаменовывалось символическим омовением серпа, который больше не использовался в работе.
Собирался последний сноп. Его украшали лентами, бусами и торжественно заносили в дом с песнями и приговорами. У порога сноп сбрызгивали крещенской водой.
Торжественное шествие с праздничным последним снопом сопровождалось пением женщин.
Несколько последних колосков использовали для того, чтобы обвязать ими серп и уложить его под образа до следующего года.
Но на этом «общение» с последним снопом не оканчивалось. Его использовали как предсказатель урожая будущего года. Для этого в конце зимы брали любые 3 колоса, выбирали зерна, высевали в небольшие емкости и примечали.
Отличные всходы из зерен первого колоса – будет хороший урожай ранних культур.
Густые всходы из третьего колоска сулили отличную урожайность поздних посевов.
Время Третьего Спаса являло собой окончание работы с яровыми культурами и начало – с озимыми. Важно было работы весенне-летнего сезона завершить до наступления осенней непогоды. Именно поэтому празднование Орехового Спаса у селян проходило коротко и достаточно скромно, а горожане не отказывались от пышных гуляний.
От того, что смогли вырастить жители деревни до конца лета, зависело, будет ли семья сыта зимой. Об этом было создано множество пословиц и поговорок.
Было принято сберегать кусочки первого каравая, испеченного из зерна нового урожая. Их заворачивали в тряпицу и хранили за иконой. Как считали, таким образом в доме должно было поселиться благополучие, позволяющее уберечь всю семью от голода.
В южных областях хозяйки готовили целебную ореховую настойку.
Приметы праздника
Русичи-земледельцы зорко наблюдали за изменениями погоды, обращали внимание на приметы, которые затем использовали при подготовке и проведении сельскохозяйственных работ и в крестьянском быту.
Срезанные с последним снопом колоски складывали в кучки (их было большое количество) и пересчитывали их. Если получали нечетное число, то считалось, что семью могут ждать значительные перемены: в семье либо кто-то умрет, либо девку выдадут замуж. Странный разброс, но таковы были приметы того времени.
К Ореховому Спасу было принято запасаться орехами на зиму. В этом деле тоже были свои приметы.
Считалось, что если в праздничный день найти двойной орех, человек в ближайшее время сможет разбогатеть. Чтобы это произошло, нужно было прочитать наговор с просьбой к орешку стать оберегом и помогать получать как можно больше денег и стать удачливым. Такой орешек нужно было держать рядом с кошельком, чтобы он привлекал деньги. Верили, что он сможет улучшить финансовое положение.
Первый сорванный орех в этот день нужно было съесть самому, вторым - угостить случайного прохожего. Этот нехитрый ритуал должен был защитить от порчи, злых наговоров.
В сорванном «для себя» орехе важно было обратить внимание на его вкус. Сладкий сулил человеку успехи в любви, горький предупреждал о возможных разочарованиях, источником которых могло стать предательство любимого человека. Если попадался недоспевший – ждать каких-то вестей, гнилой обещал неприятности.
Примечали погоду и состояние природы.
Отмечали: если на Спас журавли отправлялись на юг, то на Покров (14 октября) ударит мороз.
Большое количество орехов сулило урожай хлебов.
Если на Спас был грозовой дождь, ожидали теплую осень.
Если аисты за неделю до праздника готовились к отлету, зима должна скоро наступить и быть морозной, а весна – теплой.
Птицы улетели на юг после Спаса - к поздней и теплой зиме и холодной весне.
Рецепты с добавлением орехов
На стол в Ореховый Спас обязательно подавали блюда с добавлением орехов, угощали ими родных и близких. Выбор в те времена был весьма ограничен. Сегодня можно найти множество рецептов блюд с орехами. Их добавляют в салаты, вторые блюда, десерты.
Слоеный салат с курицей и грецкими орехами
Для приготовления понадобится:
куриного филе - 250 г;
консервированного ананаса - 130 г;
сыра - 100 г;
подсушенных рубленных грецких орехов - 40 г;
майонез – по вкусу.
Филе курицы вымыть, отварить. Консервированные ананасы откидываем на сито, дать стечь сиропу, нарезать мелкими кубиками.
Сыр натереть на мелкой терке.
Полностью остывшее куриное филе нарезать мелкими кубиками, выложить в миску, добавить часть майонеза, перемешать.
Выкладывать салат в креманки слоями, прослаивая майонезом:
мясо с майонезом;
ананасы;
сыр;
грецкие орехи – верхний слой.
Готовый салат отправить в холодильник на час.
Все КреманкиГрибной паштет с грецким орехом
Лук и грибы мелко порубить, обжарить на сковороде до мягкости. Добавить бальзамический уксус, итальянские травы и чеснок, готовить еще 3-5 минут.
Все СковородыОстудить смесь, добавить крупно рубленные орехи и оливковое масло. Измельчить все блендером до однородного состояния. Если нужно, добавить соль и специи. Паштет можно подавать к столу.
Конфеты из чернослива с геркулесом
Сначала 150 г чернослива измельчить в блендере до однородной массы, затем - 150 г хлопьев с горстью орехов. Все перемешать с 4 ст. ложками какао-порошка и черносливом.
Сформовать сладости, выдержать в холодильнике в течение 2-х часов.